Смазочные материалы представляют собой смазочные масла и консистентные смазки. Основные параметры и определения смазочных материалов даны в ГОСТ 27674 — 88.
Обычное состояние для масел – жидкое. Они подразделяются на следующие виды: моторные, трансмиссионные, индустриальные, турбинные, электроизоляционные, консервационные, компрессорные и другие.
Моторные масла нужны для того, чтобы уменьшить износ деталей двигателя, снизить потери на трение. Также, такие масла выполняют функцию уплотнителя и теплоотводящей среды. Виды моторных масел зависят от вида двигателя – они могут быть авиационные, автомобильные (карбюраторные и дизельные), автотранспортные и реактивные.
Чаще всего, трансмиссионные масла используются для смазывания зубчатых передач в КП, ведущих мостах, в рулевом управлении, бортовой передаче или гидравлических приводах.
Индустриальными маслами смазываются подшипники, металлообрабатывающие станки или контрольно – измерительная аппаратура. Такое масло идет как рабочая и закалочная жидкость, а также применяется при изготовлении консистентных смазок.
Турбинные масла необходимы для смазки и охлаждения подшипников в паровых и газовых турбинах, а также, в генераторах эл.тока.
Для диэлектрика в трансформаторах, конденсаторах и кабелях используют электроизоляционные масла.
Консервационные масла используют для того, чтобы защитить металлические узлы и инструменты от ржавчины.
Компрессорные масла нужны для того, чтобы смазывать поршневые и ротационные компрессоры, воздуходувки и холодильные машины.
Самыми распространенными характеристиками любых смазочных масел являются плотность, вязкость, маслянистость, температура застывания, температура вспышки и горения.
Одним из наиболее распространенных видов масел являются моторные и трансмиссионные масла – их приобретают владельцы автомобилей.
Обычно, моторное масло имеет пакет присадок – около 10-20%. Это необходимо для того, чтобы масло долго не застывало при низкой температуре, не образовывало осадка и предотвращало коррозию и окисление двигателя.