Радиатор — это элемент системы охлаждения двигателя. Он защищает механизмы силового агрегата автомобильной и специализированной техники от перегрева. Основное назначение теплообменника бульдозера Б 10, автогрейдера и трактора заключается в отведении излишнего тепла от силового агрегата.
Классификация, характеристики и преимущества
Система охлаждения двигателя — это совокупность устройств для отведения тепловой энергии от нагретых деталей мотора в атмосферу. Основным элементом системы является радиатор, он поддерживает оптимальную температуру ДВС в пределах 80-90 градусов. Повышение температуры приводит к износу и сокращению срока службы мотора, поэтому к состоянию охлаждающей системы важно предъявлять повышенные требования.
По конфигурации и назначению различают радиаторы двух типов:
- Водяные с элементами воздушного охлаждения. Радиаторы водяные предназначены для охлаждения антифриза и отведения тепловой энергии от нагретых узлов силового агрегата. Элементы охлаждения при помощи воздуха активируются при высоких температурах антифриза;
- Масляные радиаторы спецтехники предназначены для охлаждения моторного масла. Они защищают силовой агрегат от перегрева и износа. При повышенных температурах моторное масло выкипает, что приводит к повышению его вязкости и сокращению объема. Без эффективного охлаждения смазочный материал теряет свои эксплуатационные свойства и характеристики.
Корпус радиатора изготавливается из алюминия, меди или латуни. В зависимости от особенностей конфигурации различают радиаторы трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные. По типу охлаждения радиаторы классифицируются на две группы – с естественным и принудительным обдувом.
При выборе радиатора необходимо учитывать геометрию трубок и материал корпуса. Выбирайте оригинальные устройства от проверенных производителей с хорошей репутацией и проверяйте наличие у продавца сертификатов качества.
Для продления срока службы теплообменника необходимо следить за его техническим состоянием. На автомобильной и специализированной технике они подлежат замене каждые 3-5 лет. При обнаружении неисправностей в процессе ТО детали радиатора проходят восстановление или выполняется их замена на новые запчасти Б 10.
Признаками поломки воздушного и масляного радиатора являются повышение температуры моторного масла/антифриза, их подтекание и появление темного налета на стенках расширительного бака охлаждающей системы.