Как Ferrari не удалось перевернуть автомобильный мир с ног на голову

Автомобильный мир, вероятно, выглядел бы совсем иначе, если бы великая идея Энцо Феррари осуществилась 60 лет назад. Важную роль в этом должен был сыграть другой легендарный итальянский деятель, Пьер Джузеппе Беретта, владелец одноименной оружейной компании. Их совместный проект заключался в том, чтобы подарить миру необычный автомобиль – Ferrari по цене Fiat.

Беретта (слева) и Феррари

Все началось в декабре 1959 года, когда Пьер Джузеппе Беретта, управляющий директор семейной компании Beretta, производившей оружие с 1526 года, получил приглашение посетить Энцо Феррари на базе его компании в Маранелло. От такого предложения нельзя отказаться, и Beretta, недолго думая, отправляется в путь. Кроме того, Брешиа находится недалеко от Маранелло.

Энцо Феррари больше всего на свете любит гонки и гоночные машины. Однако в то время автоспорт был очень дорогим, и даже Командующему, как известен легендарный итальянец, часто приходилось искать внешнее финансирование для своих проектов. Продажа «гражданских» моделей Ferrari предназначена для финансирования участия в соревнованиях, но, несмотря на их высокую цену, производство ограничено из-за небольшого рынка.

Энцо в полной мере осознает эту проблему, но знает кое-что еще – Ferrari не может (и не хочет) самостоятельно заниматься производством массовых автомобилей. По крайней мере, это не соответствует имиджу и престижу бренда. Поэтому надо искать компромисс, и командующий его находит.

Беретта прибывает в Маранелло со своим племянником Хьюго, и их приглашают сопровождать Энцо в короткой прогулке. Трое добираются до ангара на крытой машине. Феррари снимает крышку и снизу виднеется двухдверное купе, длинный капот, большой воздухозаборник, маленькие колеса и традиционные для тех лет круглые фары. Автомобиль нанес уменьшенную копию Ferrari 410 Superamerica, но основан на серийном седане Fiat 1200.

Дизайн – это работа ателье Pinifarina, а под капотом находится 4-цилиндровый бензиновый двигатель Sobem 854 cc, который на самом деле является 1/3 знаменитого 3,0-литрового Tipi 125 V12, созданного легендарным дизайнером Джоачино Коломбо. Двигатель имеет полусферические камеры сгорания, высокую для своего времени степень сжатия 9,0: 1, и только однокамерный карбюратор Solex показывает свои скромные характеристики и низкую стоимость. Мощность двигателя 75 л.с.

В данном случае интереснее другое – на хромированной решетке радиатора автомобиля помещен не сумасшедший жеребец Феррари, а изображение пистолета-пулемета Beretta Modello 38 – самого узнаваемого итальянского оружия середины XX века. Выбор коменданта не случаен, он заранее изучил своего гостя и хорошо знает его деловые намерения.

Сразу после окончания Второй мировой войны Пьер Джузеппе Беретта осознал, что на данном этапе продажа оружия не принесет такой же прибыли, как раньше, и искал новые решения. Вместе с владельцем мотоциклетной компании Джузеппе Бенели и графом Луиджи Кастельбарко торговец оружием начал проект по созданию массового автомобиля. Всего было изготовлено 3 прототипа с 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения. Аппарат получил название BBC (первые буквы трех фамилий), но в серийное производство так и не поступил. Проблема не в деньгах – у троих их достаточно, – а в нехватке стали, что оказалось огромной проблемой в послевоенной Италии.

Все это заставляет Энцо поверить в то, что старая любовь не ржавеет и Beretta поддастся ностальгии, проявив интерес к производству серийного автомобиля. Идея командира заключалась в том, чтобы торговец оружием инвестировал в проект, а часть прибыли шла на гоночные проекты Ferrari. Его главный аргумент заключается в том, что маленький Ferrari, который преподносит имя Ferrarina, будет продаваться примерно за 1,6 миллиона итальянских фунтов (около 2300 долларов). При этом самая дешевая модель Ferrrai на тот момент стоила почти 10 тысяч долларов. С годовым тиражом 5000 единиц Ferrarina предлагает значительный коммерческий потенциал.

Но Феррари сбит с толку. Вероятно, Пьер Джузеппе только что остыл до машин, но скорее деловая хватка торговца оружием заставляет его усомниться в успехе проекта. Поэтому Беретта вежливо благодарит хозяина и уходит. Комендант в ярости, но на следующий день показывает машину гостям на ежегодной конференции Ferrari, не объясняя им, что означает решетка радиатора. Через несколько дней он исчез, и его место заняла белая звезда.

Самое главное, что Beretta не ошиблась. Перспективы проекта не так безоблачны, как их рисует Ferrari. Несколько месяцев Энцо пытался продать идею создания автомобиля многим бизнесменам и компаниям, но везде ему отказывали. Не помогла даже замена двигателя в 1960 году. Двигатель получил карбюратор с 2 камерами Вебера, а его мощность увеличена до 84 л.с.

Феррари пытается кое-что еще – установить новое шасси. Была выбрана полноценная спортивная конструкция с трубчатой рамой, передним двойным упором, стабилизатором поперечной устойчивости, дисковыми тормозами и коробкой передач с близкими передаточными числами от английского родстера Sunbeam Alpine. Машину тестировал британский пилот формулы-1 Роберт Инес Айрленд, который не пожалел его похвалы, но ничего не вышло.

Последовала новая попытка привлечь внимание, так как автомобиль был оснащен двигателем объемом 1000 куб. См. Кузов был полностью переработан молодым дизайнером из компании Bertone. Его зовут Джорджетто Джуджаро, и он только начинает заниматься своей профессией. Окончательный результат Ferrarina был представлен публике на Туринском автосалоне в 1961 году. Публике и профессионалам нравится красивое купе, но заказывать его никто не торопится.

В итоге сделка была заключена только в 1962 году. Энцо Феррари передал права на производство автомобиля своему другу Оронацио де Нора, совладельцу De Nora Electrochemical Group. Компания ASA (Autocostruzioni Societa per Azioni) была создана специально для Ferrarina в Милане под руководством знаменитых пилотов Лоренцо Бандини и Джанкарло Багети, а также гоночного инженера Джотто Бизарини. Сам автомобиль получает собственное название ASA Mille, так как название Mille (от итальянского 1000) показывает рабочий объем двигателя в кубических сантиметрах.

Проблема, однако, в цене – машина оказывается слишком дорогой. Ferrari пытается продать его в США с помощью своего друга Луиджи Кинетти – бывшего водителя и нынешнего автодилера. Но Mille стоил около 6000 долларов, а Chevrolet Corvette с 7,0-литровым двигателем продавался в то время за 4500 долларов.

«Американцы даже не смотрят на машину с литровым двигателем и мощностью менее 100 л.с., поэтому даже их телефоны здесь имеют больше лошадиных сил», – пояснил Кинетти.

Ведь завод ASA в Милане выпустил сотню экземпляров этого прекрасного автомобиля, которому не повезло. Не исключено, что ее судьба сложилась бы совершенно иначе, если бы на капоте разместили логотип Ferrari. Однако комендант не решил запускать бюджетный Ferrari. К счастью. А может наоборот? Кто знает…

kak ferrari ne udalos perevernut avtomobilnyy mir s nog na golovu

Сообщение опубликовано в .

Детали

You may also like...

Обсуждение закрыто.